Рыбалка в Оренбуржье

   

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Ответ орской межрайонной природоохранной прокуратуры на коллективное обращение рыболовов- любителей о законности действий органов рыбоохраны и водной милиции по привлечению граждан к ответственности за осуществление рыбной ловли на Ириклинском водохранилище

 

 

ул. Краматорская, д.* кв.*

г.Орск

Ласточкину Н.Б.

ПРОКУРАТУРА

Российской Федерации

ОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ

ПРИРОДООХРАННАЯ

ПРОКУРАТУРА

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Советская, 56

г.Новотроицк, 462353

10.03.2011 № 12ж-2010

 

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению рыболовов любителей о законности действий органов рыбоохраны и водной милиции по привлечению граждан к ответственности за осуществление рыбной ловли на Ириклинском водохранилище, доводы, изложенные в обращении, проверены.

 

В ходе проверки установлено следующее:

 

1. общественные отношения в области всех видов рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее по тексту: ФЗ "О рыболовстве").

 

Помимо ФЗ "О рыболовстве" отношения в названной области могут регулироваться также нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом, статья 3 ФЗ "О рыболовстве" подтверждает конституционный принцип верховенства федеральных законов, а также правомочие органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц принимать нормативно-правовые акты в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов исключительно в пределах своей компетенции.

 

Статья 1 ФЗ "О рыболовстве" признает любительским и спортивным рыболовством деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях. Помимо любительского и спортивного рыболовства ФЗ "О рыболовстве" признает промышленное рыболовство; прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учетных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Для осуществления одного или нескольких из перечисленных видов рыболовства формируется рыбопромысловый участок, границы которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - Федеральным агентством по рыболовству (далее по тексту: Агентство).

 

Статья 24 ФЗ "О рыболовстве" признает и гарантирует право граждан осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования, как правило, свободно и бесплатно. Ограничения этого права могут устанавливаться в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования. Исчерпывающий перечень подобных ограничений установлен статьей 26 ФЗ "О рыболовстве". В целях реализации и нормативного регулирования закрепленных в указанной статье ограничений могут быть приняты подзаконные нормативные акты, которыми, однако, не может быть введено новых или дополнительных ограничений.

 

Анализ действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Оренбургской области свидетельствует, что для акватории Ириклинского водохранилища также имеются подобные ограничения для осуществления любительского и спортивного рыболовства.

 

Частью 4 статьи 24 ФЗ "О рыболовстве" в редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 250 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривалось, что любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

 

Однако Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данная норма признана утратившим силу по общему правилу, установленному ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", - с 11 января 2011г.

 

В соответствии _ с п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 Агентство самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

 

Приказом Росрыболовства от 13.01.2009 N 1 (ред. от 16.04.2009) утверждены Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. В соответствии с п. 12 названных Правил для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного, рыболовства - гражданам необходимо получить согласие пользователя рыбопромысловым участком.

 

Для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства - гражданам необходимо заключить договор об оказании услуг с пользователем, имеющим договор о предоставлении рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства (далее - путевка на добычу (вылов) водных биоресурсов). В путевке на добычу (вылов) водных биоресурсов должен быть указан объем водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), и места добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка, срок ее действия, иная информация.

 

Как уже было отмечено выше, названные нормативно-правовые акты Агентство уполномочено принимать исключительно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федераций и Правительства Российской Федерации.

 

Таким образом, нормы Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, предусматривающие необходимость получения гражданами согласия пользователя рыбопромысловым участком для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловый участках, не предоставленных для организации любительского И спортивного рыболовства, противоречат нормам Федерального закона от 2812.2010 г. № 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и.отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не подлежат применению.

 

Следует отметить, что в настоящее время ни один из рыбопромысловых участков Ириклинского водохранилища не предоставлен какому-либо физическому или юридическому лицу для организации любительского и спортивного рыболовства. Следовательно, у граждан нет необходимости заключать с кем-либо договоры об оказании соответствующих услуг. Вместе с тем, проведенной в рамках рассмотрения обращения проверкой административно-юрисдикционной деятельности Ириклинской группы отдела контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Оренбургской области Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации установлены неединичные факты привлечения граждан к административной ответственности по, ст. 8.37 КоАП РФ за осуществление любительского рыболовства на рыбопромысловых участках Ириклинского водохранилища, закрепленных за РПК "Рыболовецкий колхоз "Волна" и ООО "Фиш-Ка", без согласия (путевки, разрешения) пользователя.

 

Названные постановления органа государственного контроля являются незаконными, в связи с чем опротестованы Орским межрайонным природоохранным прокурором вышестоящему должностному лицу -начальнику отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Зобкову А.С. В настоящее время протесты прокурора находятся на стадии рассмотрения. Одновременно с этим начальнику отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского территориального управления Росрыболовства Зобкову А.С. внесено представление об устранении нарушений закона и принятии мер к недопущению подобных нарушений впредь.

 

2. Статьей 30 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту: ВК РФ) установлено, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, и включает в себя в числе прочего регулярные наблюдения за режимом использования водоохранных зон и мониторинг их состояния.

 

Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов ВК РФ признает обеспечение соблюдения особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.

 

В соответствии со ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

 

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

 

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии. В соответствии с ч. 6 ст. 165 ВК РФ ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ириклинское водохранилище расположено на водотоке реки Урал, длина которой равна 2428 км.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек устанавливается от их истока для рек протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

 

Таким образом, ширина водоохранной зоны Ириклинского водохранилища составляет 200 метров от соответствующей береговой линии.

 

В соответствии с ч. 13 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы водохранилища, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

 

Частями 15 и 17 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме/специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки.на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

 

Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

В развитие названного положения ВК РФ, постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Согласно названным правилам, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов ряда водоемов, том числе Ириклинского водохранилища, осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.

 

В целях установления границ Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы обеспечивает ряд мероприятий, включая установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

 

Ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе и в водоохранной зоне водного объекта установлена ст. 8.42. КоАП РФ. В соответствии со ст. 283 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 8.42 КОАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях, коими являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (в соответствии с п. 5.1.5 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесений изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370") и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, а также должностные лица органов внутренних дел.

 

Изложенные положения действующего законодательства свидетельствует о законности требований сотрудников водной милиции о соблюдении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе и в водоохранной зоне водного объекта.

 

Необходимо отметить, что в ходе проведенной в рамках рассмотрения обращения проверкой административно-юрисдикционной деятельности Ириклинской группы отдела контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Оренбургской области Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации, а также Отдела милиции по борьбе с правонарушениям в сфере оборота водных биоресурсов УВД по Оренбургской области фактов составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.42 КоАП РФ, выявлено не было.

 

3.-4. В обращении не содержится конкретных фактов незаконного бездействия органов рыбоохраны и водной милиции по фактам добычи рыбаками рыбопромысловых предприятий водных биоресурсов запретными средствами и способами.

 

Вместе с тем, имеющиеся в распоряжении Орской межрайонной природоохранной прокуратуры сведения об административно-юрисдикционной и уголовно-процессуальной деятельности названных органов свидетельствуют о принципиальном подходе их должностных лиц к фактам браконьерства, в том числе совершенным сотрудниками рыбопромысловых предприятий.

 

Так, за период 2009-2010 г.г. отделом милиции по борьбе с правонарушениями. в сфере оборота водных биоресурсов УВД по Оренбургской области выявлено 90 преступлений, совершенных на территории всей области, в том числе 65 на Ириклинском, водохранилище (36 и 29 преступлений соответственно в 2009 и 2010 годах).

 

За тот же период на территории области выявлено 261 административное правонарушение, 80% которых совершены на Ириклинском водохранилище.

 

С перечисленными результатами работы водной милиции по абсолютным и относительным характеристиками сопоставимы и результаты работы органа рыбоохраны.

 

Следует отметить, что Орская межрайонная природоохранная прокуратура относится принципиально к любым нарушениям действующего природоохранного законодательства, в том числе к фактам совершения коррупционных правонарушений и преступлений. Проверки по сообщениям о подобных правонарушениях проводятся со всей тщательностью и, при наличии к тому оснований принимается, весь комплекс мер прокурорского реагирования, с целью восстановления законности.

 

Разъясняем, что в случае обнаружения вами конкретного факта незаконного бездействия органов рыбоохраны и водной милиции по фактам добычи водных биоресурсов запретными средствами и способами, вам надлежит обратиться в ближайший орган внутренних дел с соответствующим заявлением. Существующими нормативно-правовыми актами подробно регламентированы обязанности подразделений органов внутренних дел и их должностных лиц по приему, регистрации и рассмотрения любых сообщений о преступлениях, вне зависимости от субъекта и объекта преступного посягательства.

 

В свою очередь в порядке надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел Орской межрайонной природоохранной прокуратурой будет; приниматься весь комплекс мер, направленный на обеспечение точного и неукоснительного исполнения требований действующего законодательства при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.

 

5. В соответствии с ч 4 ст. 26 ФЗ "О рыболовстве" в целях сохранения водных биоресурсов, и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

 

Конкретный перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 694.

 

В соответствии с п. "а" абзаца второго п. 29 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденного приказом Росрыболовства от 13.01.2009 № 1 (ред. от 16.04.2009), при любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение сетей всех типов.

 

Пункт 8 Постановления Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР», запрещает торгующим организациям производить продажу орудий лова рыбы и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено правилами рыболовства.

 

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

 

Таким образом, и использование и реализация путем продажи сетей для осуществления любительского рыболовства на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна запрещены.

 

Разъясняем, что в случае обнаружения вами конкретного факта незаконного использования и реализации путем продажи сетей для осуществления любительского рыболовства на территории Оренбургской области, вам надлежит обратиться в ближайший орган внутренних дел с соответствующим заявлением, которое должно быть принято, зарегистрировано, и по нему должно быть организовано проведение проверки в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

 

6. Вопрос о законности действий арендаторов и собственников водоемов неконкретен и для ответа требует проверки действий (бездействия) и решений соответствующих арендаторов и собственников с учетом всего комплекса нормативных и правовых актов, регламентирующих их деятельность. В случае наличия конкретной информации о подобных проявлениях Орская межрайонная природоохранная прокуратура готова провести необходимые проверки и, при наличия к тому оснований, принять весь комплекс мер реагирования для устранения препятствий к реализации гражданами принадлежащих им прав.

 

7. Статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (ред. от 15.06.2010) на агентство возложена обязанность, в числе прочего, осуществлять ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования. Порядок ведения реестра определен постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 (ред. от 22.04.2009).

 

Сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам, носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и могут быть получены за установленную плату в Федеральном агентстве водных ресурсов.

 

Информация о предоставлении водных объектов в пользование в соответствии со ст. 31 ВК РФ, должна размещаться на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

8. Вид, порядок и другие условия обязательного обозначения имаркировки средств добычи водных биоресурсов устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации исходя из своей компетенции. Органы государственного имуниципального контроля и надзора, в том числе и прокуратура Российской Федерации, а также правоохранительные органы не уполномочены предъявлять к участникам правоотношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов требований и совершать действия государственного принуждения, не обусловленных действующим законодательством, в том числе по изъятию и уничтожению сетей.

 

9.-10. Статья 68 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

 

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

 

Органы прокуратуры в соответствии со ст. 4 ФЗ "О прокуратуре РФ" осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской федерации законами.

 

В связи с этим наилучшим средством содействия в организации народного контроля и диалога рыболовов-любителей с арендаторами и собственниками водных объектов со стороны Орской межрайонной прокуратуры должна стать принципиальность при осуществлении прокурорского надзора за исполнением всеми участниками общественных отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов действующего законодательства и принятие всего комплекса мер реагирования к его нарушителям.

 

11. Орская межрайонная природоохранная прокуратура в рамках своей работы примет меры к информированию территориальных подразделений федеральных органов государственной власти по Оренбургской области и органов государственной власти Оренбургской области о необходимости возобновления практики финансирования разведения и выпуска в Ириклинское водохранилище малька ценных пород рыб.

 

12. Действующее федеральное законодательство об организации местного самоуправления и об обращении с отходами производства и потребления организацию сбора, вывода и утилизации бытовых отход возлагает на органы местного самоуправления. Орска межрайонная природоохранная прокуратура со своей страны принимает весь комплекс мер по надзору за исполнением названных требований закона. В 2010 году нами неоднократно проводились подобные проверки, по результатам которых в суды направлено, 10 исковых заявлений об обязании органов местного самоуправления, расположенных в бассейне Ириклинского водохранилища, организовать сбор и вывоз бытовых отходов с водоохранной зоны водохранилища, 6 человек привлечены к административной ответственности за несанкционированное складирование бытовых отходов в водоохранной зоне. Данная работа будет нами продолжаться и в дальнейшем.

 

Таким образом, в ходе проверки обращения Орской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 49 нарушений закона, принесено 11 протестов, внесено 1 представление.

 

В случае несогласия с настоящим ответом, он может быть обжалован вами прокурору Оренбургской области или в Новотроицкий городской суд в порядке, установленном действующим законодательством.

 

На основании д. 6.11. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200, предлагаю довести его содержание до сведения остальных авторов.

 

Орский межрайонный

природоохранный прокурор

старший советник юстиции

В.А.Белокуров

 

 

Обсудить на форуме

 

 


Идея и воплощение - Pavlo   2003-2011