Рыбалка в Оренбуржье

Как всё это было

Зарисовка

Василий Никитин

Василий и его жерехи.Приехав с последней рыбалки за пос. Подгорным (см. форум) я с женой срочно выехал по семейным делам в республику Марий ЭЛ. Возвращаясь 2 сентября домой, я звоню Виктору (проезжая Казань):

- Как рыбалка?

- Вот только что на трёшку жерешка хапнул!!! - прозвучал ответ. Я гашетку до пола, мчусь, значит, а как иначе, внутри кипит: "ЖЕРЕХ ПОПЕР!!". Правда гашетка скоро от пола оторвалась и в Пономарёвке я заночевал. Утром заправился и к 16 часам мы дома. Звонок Виктору:

-Сегодня поедешь на перекат?

-Я уже там ! А жерех был на 2,8кг.

Какой там отдых, с дороги я в гараж и на Урал. Великая сила - любимое дело: просидев в авто 20 часов подряд, схватил спиннинг и нет усталости, все неприятности жизни забыты, полный релакс. В этот день река одарила меня небольшим жерешком на 0,7 кг. Ну и хватит для начала.

В общем, на следующий день мы с Виктором уже к 18.00 на перекате, хлещем воду, катушки разогреваем, оттачиваем технику точного заброса и так попутно то язька зацепим, то голавчика.

Где-то в 20.30 всё это баловство прекращается. "Касты" пристёгнуты. Полное молчание. Стоим, ждем, начинается самое интересное, глаза смотрят на водную гладь, чтобы не пропустить любое шараханье малька или водный бурун от хвоста "корсара". Заметить что-то подобное - это половина успеха. Вторая половина - это тут же послать "каст" именно туда, но обязательно с интуитивной поправкой, куда он может продолжить движение. Классическая рыбалка на всплеск тоже работает, но опять же с поправкой на траекторию дальнейшего движения жереха. Не угадал - "пролетел". Жерех Виктора был пойман не на всплеск, а именно на волну, остающуюся от движения жереха близко от поверхности.

Проводка блесны - это вообще что то непонятное: то жерех хапает "каст" на медленной проводке, то подавай ему бешеный темп, на грани вылета блесны на поверхность.

Неожиданно на плёсе сразу после переката, в метрах 25-30 от берега удар и не просто громкий шлепок, а настоящий гейзер брызг. Кто первый кинул - тому и рыба, это я к тому, что если кто из нас первым среагировал, то второй ждёт, пока более быстрый не закончит проводку . Не повезло обоим: ни первому, ни второму. Стоим, ждем дальше, впустую воду не хлещем, если жерех вышел на кормёжку - не надо напрасно шуметь.

Этот жерех вообще обеспечивал нам постоянный впрыск адреналина своим коронным выходом, мощнейший удар хвостом выбрасывал малька веером из воды и огромные круги на воде давали огромный простор нашей фантазии. Одно было ясно: вес красавца явно более 5 кг. Стоим, перевариваем очередной облом тут же два всплеска рядом в метрах 20-ти от меня, не такие мощные, но и на маленькие. Я первым бросаю точно в центр расходящихся кругов, пара оборотов ручки и вот то, ради чего я здесь. Удар был, словно кто-то битой для бейсбола вдарил по "касту", фрикцион даже не пикнул. ОБРЫВ! АААААААААА !!! Меня наказал проклятый узелок из-за затянутой "бородки" на последней рыбалке. Ведь думал выбросить кусок нитки до него, нет, всё жалко было, за что и был наказан. Внутренние эмоции вырывались наружу отборным русским матом, правда, это мало успокаивало. Это надо же так жидко обос*аться! На сегодня я отрыбачился. Домой.

На следующий день вечером я с Виктором опять на перекате. Стоим, каждый на своём пятачке, и рассуждаем, выйдет наш красавец или нет. А он, скотина, словно ждал когда о нем вспомнят, и вне досягаемости для нашего заброса такой кульбит вывернул, что мы в один голос выдохнули: "О…еть.."

Этот жерех не просто ударил, а "поскакал" по воде в погоне за жертвой, метров 5-7 куролесил, сволочь. Нам оставалось только созерцать эту картину и тешить себя мечтами о поимке этого трофея. Солнце село, и его собратья меньшего размера вышли на водные струи.

На выходе с переката три струи: первая возле берега шириной метр-полтора, вторая посередине - метра два и третья на границе с плесом около трёх метров. Чаще всего поклёвки случались на средней струе. Крупный жерех ловился на границе с плёсом, возле берега бил чаще, но не ловился вообще. Бой начался на средней струе мы по очереди шмаляли касты в круги, пытаясь попасть как можно точнее в центр, но все безрезультатно. Всё затихло внезапно, так же как и началось, стоим, смотрим друг на друга в полном недоумении. И ЧЕГО ЕМУ НАДО? Это единственный вопрос, который мы одновременно задали друг другу.

Очередной всплеск в средней струе, я как раз стою с открытой дужкой лесоукладывателя. Заброс не в центр, а с полметра выше и вращение ручки до того как "каст" упал в воду. Сработало, удар точь-в-точь как вчера ….это всё что я успел подумать, плетенка безжизненно повисла, СОШЁЛ СВОЛОЧЬ! Ан нет…опять обрыв. Как так? Почему? Узлов нет, нить ПРОшка 0,1. Эмоции зашкалили. Я с психа сорвался с пятачка в воду. Вылез на берег, в сапогах вода, в руке спиннинг в голове каша. Короче как сказал бы Мистер Твистер, "полный релакс".

"Дело было не в бобине", за ниткой, оказывается, следить надо, сгнила родная. После того как я выбросил все метры не внушающие доверия, работать стал участок плетёнки который с "рождения" не разматывался со шпули. А я два полных сезона рыбачил и под дождём, и в воду макал катушку, это значит, высыхало только рабочих метров 30-40 а то, что было под ними, оставалось влажным, и вот результат. Я руками без напряга рвал плетёнку и материл, материл, материл… себя, ротозея. Дело сделано: два дня, два зачётных жереха и два обрыва. Такого моя рыбацкая история ещё не знала.

Днём следующего дня я меняю гнилую Прошку на новую Fire Line 0.1, и вечером вновь на перекате.

Ох и зажигал там наш красавчик! Этот монстр безжалостно "бомбил" синтю, абсолютно не обращая внимание на наши тщетные попытки соблазнить его железякой. Его оргия длилась минут 10. Но нам этого хватило, зрелище, поверьте, просто потрясающее. Круги от его боя, будто силикатные кирпичи в воду падают. И всё это происходит там же, на плёсе, после переката течение там не такое быстрое, но присутствует.

Надо менять тактику, а точнее время рыбалки. А не приехать ли утром? Утром будет самое главное условие - ТИШИНА. Ведь кроме нас там, и кораблик мужичок гоняет, и бичи сады ликвидируют, да и другие рыбаки не тихо сидят после приёма на грудь. Задумано - сделано. Завтра едем к 6 утра.

6.30 следующего дня я на заветном пятачке. Солнце только взошло. Полный штиль и тишина, только вода шумит. В душе, знакомое каждому рыбаку, волнение. Я, спиннинг и река, скрывающая в своих водах достойного соперника и больше никого. Ощущение от всего этого невообразимое. Решаю ждать выхода красавца, соблюдая полнейшую тишину. 30 минут стою - никого. Выше меня жерехи во всю завтракают, желание сорваться с места и поймать хоть каких-нибудь жерешков, я мучительно в себе переборол. Стоять, ждать, терпеть - это те три слова, что я себе твердил. А эти "изверги" чуя полную безнаказанность, начали резвиться в метрах 30-40 от меня выше по течению. Исходя из горького рыбацкого опыта, я мужественно борол в себе желание швырнуть "каст" в "толпу" в край обнаглевших жерехов. Судя по всплескам, их кормилось штуки четыре. Соблазнился, швырнул "каст", как только блесна ляжет в воду - тот кого ты ждёшь обязательно нарисуется в другом месте, а тебе метров 40 нитки мотать, да ещё потом забросить по адресу. Не надо объяснять, что это был бы провал.

40 минут моратория на забросы и вот то, ради чего я здесь. Синтя с шумом врассыпную ниже меня метрах в 30, пошла волна, удар хвостом. Ух, как бы это описать, я не писатель, не получается, сколько ни пробовал. Среагировал мгновенно. "Каст" летит в точно намеченное место, притормаживаю нить пальцем, тихий шлепок. Начавший расходиться круг делится ниткой ровно пополам. "Каст" приводнился в полуметре ниже от эпицентра, не помню сколько оборотов ручки я сделал, 3-5, около того, волнение бешеное. Спереди по ходу блесны вижу, разворачивается Он и … вот она ХВАТКА жереха, мощнейший рывок не в сторону, а в глубину фрикцион "поёт", спиннинг, гася рывки, передаёт руке мощнейший натиск. Автоматически кручу ручку катушки, а толку ноль - фрикцион визжит, нитка убегает со шпули. Мизинцем включаю стопор обратного хода и пытаюсь "выкачивать" - толку никакого, фрикцион на выкачивание визжит, затягиваю на один оборот, рискую, но делаю, "качаю" - вроде пошёл. Сердце бьётся так, будто хочет разорвать аорту, в крови адреналина запредельные нормы. Где он - я вижу по нитке, которая аж звенит, медленно двигаясь против течения, фрикцион замолчал ручку туго, но крутить можно, а вот какой он - полная неизвестность. 10 метров протащил то ли я его, то ли он просто шёл в том направлении. 20 метров: понимаю, что он делает то, что хочет. Очередной рывок отвоевал метров пять нитки, ничего, накрутил обратно. Высматриваю место, куда его выводить, впереди меня "окно" свободное от травы, сюда и буду пытаться вывести его. Это было начало конца.

Кручу ручку, сам ликую, рывки не такие сильные, но наверх всё равно не могу поднять, тащу по дну, метров пять осталось до заветного "окна". И тут п…ц, встал мой трофей, как в стенку упёрся, я посильнее потянул - ни в какую. Начинаю понимать, что это не трава - слишком жёстко засел. Двигаюсь вниз по берегу пытаясь стащить по течению с коряги, а это была она – бесполезно. Бегу на прежнее место – ноль. Встаю точно напротив зацепа. Судя по рывкам, трофей на месте. Я начинаю паниковать. Лезть в воду, метра полтора там будет, бесполезно, спиннинг передать некому. Ослабляю натяжение нитки - результата нет, а он всё ещё на крючке, рывки чувствуются. Начинаю водить спиннингом влево, вправо как обычно делаем при зацепе. И кончилось это тем, чем и должно было кончиться я - перетёр нитку, она банально ПОРВАЛАСЬ. На себя я не тянул, поэтому утверждаю что перетер.

Теперь я знаю, что чувствует человек в ступоре, я там был. Сел на землю, обнял голову руками и ….далее следует 25 этажный русский сленг. Отсиделся, разобрал спиннинг и уехал на работу. Витя меня выслушал, посочувствовал а мне-то от этого не легче, всё казалось что-то я сделал не так. Но ничего не вернуть, дело сделано и за это спасибо, что хоть поборолся с настоящим соперником. Вспоминая прошлогоднего жереха на 6,3 кг думаю этот был поболее. Утверждаю это, исходя из того, что тем я хоть не много, но мог управлять, поднимая на поверхность, этого же я просто тащил по дну. А этого он и хотел, зная, что во что-нибудь да упрётся.

После этого случая я десять дней подряд ездил на перекат и ничего не мог поймать. Витя же продолжал успешно рыбачить. Меня будто сглазили, всё внутри кипело от пустых поездок. На одиннадцатый день утром на своём пятачке поймал жереха на 1,9 кг, затем пошел на небольшой перекат что ниже метров на сто и на четвертом забросе поймал на 3,8 кг. Особых проблем с вываживанием не было, фрикцион пискнул один раз и всё. После этого все наладилось с рыбалкой и жерехов ловить я начал регулярно. Не знаю, повезет ли еще в этом году, в запасе есть еще месяц. Буду надеяться на лучшее.