orenfishing.ru - Рыбалка в Оренбуржье

РАЗДЕЛЫ

ПОИСК

ПОГОДА

МЕТРИКА

Кабинеты для директора в Комплект-Профи.

Обзор катушки Shimano 14 Stella 4000-I

 

Текст и фото - В.Афанасьев (Slava)

 

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 1.

 

Форма корпуса отличается от прежней пресноводной модели (10 Stella) – задняя часть редукторного отсека задрана вверх. Это связано с конструктивными изменениями.

Материал корпуса, ротора – магниевый сплав. Это для Stella норма.

Шпуля отличается от шпули 10-ой модели дизайном. Размеры шпуль полностью совпадают, шпули взаимозаменяемы.

Наружный диаметр 49 мм; наружная ширина лесопроема – 20 мм

Вместительность: PE № 2 – 200 м; Power Pro 10lb – 300 yds

 

На фото катушка не со своей родной шпулей, а с тюнинговой от Yumeya.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 2.

 

Корпус, крышка корпуса, ротор, а также задняя металлизированная пластмассовая накладка маркированы одинаково и принципиально по новому - M340. 10-ая серия маркировалась иначе и понятнее 10S40.

 

Между крышкой и корпусом, в передней части устанавливается резиновое уплотнение в форме полукольца с выступами по краям. Кстати, в отличие от 10-ой модели, где при сборке крышки надо было работать с этой резинкой внимательно и аккуратно, в 14-ой это уплотнение устанавливается в специальную канавку корпуса катушки и при сборке проблем с ней практически не возникает.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 3.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 4.

 

Подшпульный узел без изменений

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 5.

 

Конструкция ротора изменена.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 6.

 

Верхнюю его часть венчает вот такая металлизированная пластмассовая корона, функциональное значение которой не совсем понятно. Скорее всего из соображений экономии веса.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 7.

 

Дужка осталась та же. Лучшей дужки, с цельным сходом к узлу ротора ни у Shimano, ни у других производителей пока нет. В 12 Ultegra Shimano внедрили очередную модификацию дужки (облегченную, с цельным сходом, и разборным пластмассовым корпусом узла ролика лесоукладки). Но на деле она получилась рыхлая, геометрия легко нарушается, - угол схода лески на многих экземплярах становится отрицательным, леска часто не доходит до ролика, задерживаясь после сброса и начала подмотки где-то посередине, заставляя рыбаков отвлекаться для контроля положения лески. В общем, кроме разочарования, эта рацуха ничего не принесла, хорошо еще что в модели подороже она не попала.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 8.

 

Механизм сброса/возврата дужки претерпел изменения, хотя внешне это не видно. На протяжении многих лет Shimano в большинстве своих моделей применяла (и применяет) одну схему (с небольшими изменениями в виде дополнительных пластмассовых вставок). В моделях подороже - пружина с коническим верхом и стальным поводком. В моделях подешевле – цилиндрической формы, поводок пластмассовый. Общее здесь то, что в обоих вариантах при взводе/сбросе дужки пружина работает как на сжатие, так и на изгиб. Здесь она цилиндрическая, меньшей длины, и работает только на сжатие.

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 9.

 

На изгиб работать ей больше не приходится – установлена поворотная втулка. И если в прежних схемах поломки пружины, хотя и крайне редкие, (да и то в основном в более дешевых моделях) все же случались, то теперь, надо полагать, это исключено совсем. Кстати, Daiwa давно и успешно применяет подобные схемы.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 10.

 

Изменен и узел ролика лесоукладки. Подшипник (он здесь один) запрессован в ролик, который теперь обычного, - стального цвета. Ролик DLC ушел. А жаль. Как будет вести себя новый ролик покажет время, практика же показывает что ролик на двух подшипниках по краям работает не в пример надежнее одного в центре. Наверное, если задуматься, можно подтянуть к этому какое-то логическое обоснование. Мне этим заниматься не хочется.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 11.

 

Изменилась обгонная муфта (мгновенный стопор). В отличие от 10 Stella 4000 она снова обрела свой корпус, хотя и отличный от тех, что применялись ранее. Муфта имеет закрытую, без отверстий боковую поверхность, а также резиновые защитные уплотнения снизу и сверху, крепится к корпусу тремя винтами через прижимной фланец. Выключателя мгновенного стопора нет. Возможности его установки (как в некоторых более ранних моделях) тоже нет, хотя конструкция муфты такую возможность предусматривает. Корпус катушки не позволяет.

Новая муфта не выглядит так внушительно как прежняя. При сборке выяснился один интересный момент. Если винты крепления муфты закрепить как положено, то после установки ротора муфта начинает подтормаживать ход катушки. Если винты не затягивать сильно, катушка работает нормально. Заводская сборка такая и была – винты крепления муфты были затянуты очень слабо, муфта не была жестко зафиксирована, и при прерывистой проводке, после остановки ручки ротор набегал, - это хорошо чувствовалось. Такая сборка мне показалась странной. Причина оказалась в прижимном фланце. Зазор между отверстием фланца и втулкой ротора (той, что скользит по верхнему резиновому уплотнению) очень мал, что-то тут японцы недоглядели, и при вращении втулка задевала фланец, затрудняя ход. Но мы русские люди, нам японские роботы не авторитет, у нас всегда есть под рукой напильник. Пару минут и все как надо.

Пружины, поджимающие ролики муфты, похоже более жесткие, во всяком случае, в представленном образце. Это тоже может повлиять на легкость хода.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 12.

 

Левый подшипник такого же размера, как и у 10-ой модели, но теперь он удерживается в посадочном месте (как и у 13 SW) тремя винтами.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 13.

 

Главная пара другая. Колесо увеличено в диаметре на 1 мм и имеет 36 зубьев (у 10-ой 31 зуб)

 

Колесо имеет золотистое напыление и нержавеющую упрочняющую коронку на правой шейке. В этом плане здесь без изменений. Вал главной передачи имеет 7 зубьев (у 10-ой 6). Соответственно, передаточное число 5,143 (у 10-ой 5,166) т.е. практически одинаково, но большая шестерня 14-ой модели, понятно, имеет больший запас прочности при прочих равных условиях.

 

В опорах шестерен главной передачи, как и в 10-ой, подшипники. Размеры подшипников такие же.

 

В этой модели Shimano наконец-то озаботилась регулировкой осевого зазора вала главной передачи (вала ротора). Теперь на задней шейке устанавливаются компенсирующие зазор шайбы. Это исключает осевой (продольный) люфт ротора, добавляя комфорта в ощущениях искушенных рыболовов. Раньше с этим приходилось бороться самим, в рамках дополнительного тюнинга. Надо отдать должное, Daiwa компенсирующие шайбы в этом узле применяет давно.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 14.

 

Конструкция каретки штока совсем другая. Верхний направляющий стержень вынесен на 19 мм. Понятно, такое плечо (в два раза большее чем в 10 Stella) обеспечит очень хорошую фиксацию каретки, а соответственно, штока и шпули. Впрочем, и 10-ая модель с прежней кареткой не страдала болтанием шпули.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 15.

 

Бесконечный винт здесь расположен в верхней части корпуса. Если учесть что в этой модели в очередной раз вернулись к замедленной укладке, и соответственно, к системе паразитных шестерен с промежуточным валом, видимо, это решение оправдано. Самое грязное место в редукторном отсеке – его нижняя часть. Любое попадание воды, грязи – все это непременно уходит вниз, там смешивается со смазкой и образуется черная взвесь. Во всей этой мешанине вращается бесконечник и вся его паразитная братия. Картина мрачная. Справедливости ради надо заметить, что такую грязь у Стелл редко увидишь. Во-первых, корпуса все-таки защищены от внешних попаданий того, чему попадать не надо. Во-вторых, материал применяемых деталей и защитные покрытия не допускают образования черных окислов, как, например, у катушек Ryobi.

 

Бесконечный винт здесь тоже свой. Опирается на два подшипника, но передний подшипник другой – 2х5х2,5 (у 10-ой оба одинаковые – 3х6х2,5). Направляющие стержни разной длины, нижний имеет уплотнительное кольцо.

 

Редуктор механизма осцилляции собран на прямозубых шестернях из алюминиевого сплава. Эти прямозубые шестерни, если не отрегулировать люфты, вносят специфический шелест или шорох при работе. Для чего понадобилось усложнять схему механизма осцилляции, надеюсь производитель знает.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 16.

 

Поворотный механизм каретки собран на подшипнике. Сухарь и верхняя втулка тоже изменили геометрию.

 

Обзор катушки 14 Stella 4000- I. Фото 17.

 

Ручка такого же типа и размера. Место соединения с корпусом защищено от попадания воды и грязи резиновой прокладкой. Плечо ручки – 55 мм. Удобный т-образный кноб вращается на двух подшипниках 4х7х2,5. Винт для соединения с колесом главной передачи универсальный – две резьбы разного диаметра и направления, - для установки ручки на левую или правую сторону. У 10-ой было так же. В 7-ой модели были два сменных винта под левую и правую сторону. Это дороже и не совсем удобно, но более надежно с технической точки зрения. Удобство и экономия победили. Кстати, резьба совпадает и ручки взаимозаменяемы с Twin Power, Biomaster и другими моделями Shimano, имеющими винтовое крепление.

 

Резьбовое соединение - лучшее из того что есть на сегодняшний день. Однако при установке ручки необходимо соблюдать аккуратность - у Shimano шаг резьбы достаточно мелкий (у Daiwa шаг крупнее, ручка фиксируется жестче) и чтобы не возникало проблем необходимо оберегать резьбу от загрязнения и не форсировать вращение – повредить, сорвать резьбу достаточно несложно. И усе. Менять придется и винт, и колесо главной передачи. Такие случаи были. Лучше обойтись без этого.

 

Вес снаряженной катушки – около 300 гр. Это примерно граммов на 20 -25 больше чем у 10 Stella 4000S.

 


Еще обзоры спиннинговых снастей и катушек

 

 

 

 


Идея и воплощение - Pavlo   2003-2015