Рыбалка в Оренбуржье

   

 

 

Яндекс.Метрика

Тест ледобуров

В. Соколов

 

Часть 1

 

В начале зимнего сезона одной из самых дискутируемых тем становится обсуждение возможностей ледобуров - из-за желания определенной части рыбацкой братии сделать старому ледобуру замену, а то и приобрести первый в жизни. Кто-то попробовал модели, имеющиеся у коллег, и с выбором уже определился. Для кого-то процесс поиска идет на научной основе - и кроме мнения своего узкого рыбацкого коллектива требуются другие данные и статистика. Попытка систематизировать и, по возможности, максимально охватить все аспекты использования и приобретения этого рыбацкого инвентаря и привела к написанию статьи. Я попытался избежать субъективных оценок, опираясь на подход с точки зрения физики (механики), но есть моменты, когда от личного мнения уйти невозможно, поэтому субъективизм все-таки остался.

 

 

 

Сразу оговорюсь, что речь пойдет только о ручных ледобурах, никакой моторизованной техники. Представленная читателю информация преследует три цели: первая - обзор рынка Северо-Запада (см. приложение); вторая - технические особенности представленных изделий, их эргономика и внешний вид; и, наконец, небольшой тест сопоставимых моделей в реальных условиях.

 

Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 01

 

Итак, что же можно найти на прилавках наших магазинов? Начну с отечественных производителей.

 

1. Стальной ледобур, проходящий по каталогам как продукт Северного завода (Санкт-Петербург). На сайтах некоторых интернет-продавцов он обозначен как "ледобур Ленинград" (фото 1) .

 

 

 

 

Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 022. Еще один стальной ледобур, но из Барнаула (фото 2). Производство ЗАО "Тонар Плюс". В нынешнем году семейство барнаульских ледобуров значительно обновилось. Это единственный из отечественных производителей, выпускающий буры разных диаметров - от 100 до 180 мм. Кроме этого внесены изменения в геометрию рукоятки. Теперь есть образцы, совпадающие по форме рукоятки со "скандинавами" - в работе таким ледобуром задействованы обе руки.

 

(в настоящее время ЗАО "Тонар Плюс" выпускает еще и титановые ледобуры с диаметром сверления 130 мм, как двух-, так и трехножевые.

Прим. Pavlo)

   

 

3. Титановый ледобур (фото 3), произведенный умельцами Балтийского завода (Санкт-Петербург).

 

4. Титановый ледобур питерского ООО "Изделия из титана".

 

Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 03     Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 04

 

5. Титановый ледобур, произведенный ООО "Турбо-старт" (г. Пушкин), известный в рыболовной среде как "трехножевой ледобур" (фото 4). Это же ООО, кстати, делает и более привычные - двухножевые.

 

 

Теперь перечислю импортные модели.

 

6. Стальные изделия известной шведской фирмы Eriksson: Mora Spiralen (фото 5), Mora Expert (фото 6), Viking Folding, Royal Viking (фото 7), Ice Micro (см. фото 33, a).

 

Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 05Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 06Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 07Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 08

 

 

7. Ледобуры финской фирмы UR Rapala (фото 8 ), которая, в зависимости от числа складывающихся секций и элементов, определяет серию цифрами "1", "2", "3" (правда, не удалось познакомиться лично с третьей серией). Маркируются буры так: UR 3 115 1000. Первая цифра - номер серии, дальнейшие - диаметр шнека, а последние - длина архимедова винта на шнеке.

 

8. Стальной ледобур финского производства Ahven.

 

По информации из различных источников, на прилавках магазинов (в том числе и интернетовских) можно встретить еще несколько изделий для сверления льда:

 

- ледобур "Ленинградский", облегченный. Ручка выполнена из дюралюминия, низ - стальной. Масса около 2200 г, предназначен для сверления отверстий диаметром 130 мм во льду толщиной до 970 мм;

 

- ледобур "Ленинградский", удлиненный. Масса около 3500 г, предназначен для сверления отверстий диаметром 130 мм во льду толщиной до 1550 мм;

 

- ледобур "Тверской" (г. Тверь). Масса около 2500 г, предназначен для сверления отверстий диаметром 130 мм во льду толщиной до 1010 мм;

 

- "иномарки" от KJ Eriksson - Mora Arctic, Mora Ice Easy, Mora Ice Pro, Mora Viking - которые, к сожалению, руками потрогать не довелось.

 

Постараюсь по техническим параметрам все разложить по полочкам, но при этом выделить те детали, которые не только порадуют глаз и руку, но могут и огорчить. Начнем сверху.

 

РУКОЯТКИ

 

Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 9-11Большинство отечественных изделий - и стальные, и титановые - оснащаются типовыми полиэтиленовыми рукоятками, выполненными еще по старому ГОСТу. Поэтому небольшая разница есть только в форме, выступах и эстетике силового элемента. Последние 15-20 лет рукоятки одинаковы - как верхняя, так и нижняя (см. фото 1). И если их форма особых нареканий не вызывает - она достаточно ухватистая, то материал, из которого они изготовлены, оставляет желать лучшего. При температуре воздуха ниже минус 15-17°С ручки становятся хрупкими - и непреднамеренный удар может привести к растрескиванию и выходу их из строя.

 

Поэтому рыбаки со стажем, имеющие опыт использования разных буров, перед первым выходом на лед обматывают рукоятки либо изолентой на текстильной основе, либо медицинским лейкопластырем (фото 9). Эта процедура позволяет не только существенно продлить жизнь рукоятки, но и делает ее немного "теплее".

 

Финские ледобуры UR Rapala (фото 10) и Ahven оснащаются пластиковыми рукоятками из морозоустойчивого материала. Но, в отличие от отечественной продукции, без нижнего ограничительного буртика, что в итоге ее делает менее ухватистой. На морозе она, подобно отечественным, воспринимается "холодной". И еще один нюанс - не очень надежная фиксация рукоятки по месту крепления.

 

У изделий шведского производителя рукоятка очень ухватистая, материал по тактильным ощущениям - "теплый", напоминающий микропористую резину. Внизу имеется ограничительный буртик, не позволяющий руке соскальзывать во время сверления (фото 11). Шведы в данной номинации явно впереди.

 

МЕХАНИЗМ СОЕДИНЕНИЯ ЧАСТЕЙ

 

Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 17-21Зимняя рыбалка. Ледобуры. Фото 12-16От безотказной работы этого механизма по большей части зависит долговечность всего изделия. Личная практика моя и моих знакомых показывает, что наименее долговечным оказывается соединение на ледобурах Северного завода и аналогичных конструкций. Технологическое решение без возможности регулировок, исполненное на расклепанных осях (фото 12), не выдерживает интенсивных нагрузок, если даже используется зимой всего раз в неделю - отверстия разрабатываются, появляется люфт и узел выходит из строя за 2 -3 года. Регулярное использование в соленой воде (к примеру, на Белом море) может еще больше сократить указанный срок. Не очень удобной при разборке (особенно на морозе) оказывается гайка с барашком, фиксирующая сборку.

 

Более долговечно соединение на буре Балтийского завода. Там присутствует соединительная скоба из титана достаточной толщины и приваренные оси, плюс усиление внутри труб. Учитывая прочностные характеристики титана, такое решение обеспечивает долгую жизнь этому узлу. Но и здесь не без недостатков - не удобен маленький барашек, да и узел не предусматривает регулировок по мере разработки отверстий (фото 13).

 

Интересный и достаточно долговечный механизм устанавливается на барнаульских бурах. По мере разработки отверстий предусмотрена возможность подтягивания самоконтрящейся гайки (фото 14). Весьма удобна в обращении гайка с барашком.

 

ООО "Турбо-старт" и ООО "Изделия из титана" предложили идентичные механизмы сопряжения, тоже выполненные на самоконтрящихся гайках (фото 15). Усиление трубы в месте сочленения, толстая скоба из титана и возможность подтяжки узла по мере выработки - залог долголетия изделия. Но барашки не очень удобны из-за своих размеров.

 

У ледобуров KJ Eriksson верхняя часть бура, т.е. ворот, одинакова для всех моделей, и механизм сопряжения у них идентичен. Конструкция, исполненная на самоконтрящихся гайках, почти лишена недостатков. После двухлетнего знакомства выяснилось, что поверхности нижней части прижимной гайки с барашком, фиксирующим сборку (фото 16), недостаточно - узел немного "разбалтывается". Какая-то накладка, по типу наших, просто напрашивается.

 

Шведские модели, где предусмотрена возможность пошагового удлинения, имеют еще один узел сопряжения (фото 17). Люфт в точке крепления туда заложен технологически. Но, надо полагать, шведские инженеры сделали верные расчеты прочностных характеристик металла, и 2 -3 года интенсивных нагрузок этот элемент выдержит. А дальше - плановая замена, как расходного материала, процедура ее займет не более 1-2 минут.

 

Наконец - финны. У "Рапалы" серии 1 (складывается только ручка) выбран самый простой по конструкции элемент сопряжения - ломаться и разбалтываться просто нечему. Затягивающийся винт с хорошим барашком, плюс установлен конус, центрующий и фиксирующий сборку (фото 18, 19). Правда, есть маленькое "но": в разборке и складывании бура могут быть задержки, если при сборке нарушена центровка и резьба пошла с небольшим перекосом.

 

Вторая рапаловская серия имеет еще более простой и надежный механизм сопряжения (фото 20). Он напоминает устройство барнаульского собрата.

 

Заканчивая рассмотрение верхней части ледобуров (воротов), хочу обратить внимание читателей на одну цифру из сводной таблицы - это величина рычага. На наших бурах она разная, от 180 до 250 мм, но чем она больше, тем легче сверлить лед. Однако при этом необходимы очень размашистые движения - и детали верхней одежды могут стать помехой. Импортные ледобуры имеют унифицированный ворот, поэтому цифры для разных моделей одного производителя совпадают.

 

Вопрос о большей или меньшей пользе правого или левого вращения оставим, а приведем одну схему для понимания разницы в нагрузках на руки. Работая отечественным ледобуром, удерживая одну руку в неподвижности, нажимая только сверху, мы заставляем ледобур совершать коническое вращательное движение другой рукой (см. фото 2). Вращение иномарок происходит по другому принципу - двумя руками вокруг условной оси вращения (см. фото 4). Если удалось успешно освоить вращение по часовой стрелке и при этом задействовать равномерно обе руки, то, очевидно, вы будете меньше уставать.

 

Часть 1|Часть 2|Часть 3

 

Реклама


Идея и воплощение - Pavlo   2003-2011